Рубрика: Без рубрики, Երկրագիտություն

Монастырский комплекс Нораванк

Монастырский комплекс Нораванк, который с конца XIII века был резиденцией митрополитов Сюняцких и местом захоронения могущественного княжеского дома Орбелянов, примечателен не только своей историей, но и богатым культурным наследием как крупный центр архитектуры, скульптуры, литографии, письма и миниатюрной живописи.

История Нораванка

Самый известный – третий, епископский монастырский комплекс Нораванк, расположенный в Санкт-Петербурге. Рядом со старой часовней Покаси. Этот Нораванк также часто называют Амагуи Нораванк в честь близлежащей деревни Амагу, так как он расположен в 3 км к северо-востоку от деревни. Окруженный красными скалами, монастырь известен также как Красная церковь.В 13 веке Нораванк был объявлен епископством Сюняц, он был резиденцией сюняцкого митрополита и местом захоронения княжеской династии Орбелянов.

1238 монастырь был разграблен монголами. Между Ага-ханом и князем Орбеляном Эликумом был установлен мир, что позволило восстановить монастырь. Монастырь продолжал свою процветающую деятельность до конца 14 века, нашествия Ленктемуров.

В 1840 году Нораванк был разрушен землетрясением и заброшен. В 1948-49 годах монастырь был частично отремонтирован, а в 1982 году начались раскопки и реставрационные работы. Нораванк отреставрирован в 1998 году, освящен в 1999 году, капитально отремонтирован в 2002 году.

Крупный духовно-культурный и просветительский центр

Нораванк был крупным культурным, образовательным и писательским центром того времени, тесно связанным с такими духовными и просветительскими центрами, как Гладзорский университет, Татевский монастырь. Однако, помимо Гладзорского университета, которым руководил Есай Нчецу, в Верхнем Нораванк была еще школа высшего типа, которой руководил Давид Рабунапет. И Гладзор, и Верин Нораванк были не только просветительскими, но и крупными центрами письменности, где были написаны и иллюстрированы десятки рукописей.

Благодаря богатой скульптуре и исключительным хачкарам, большой и ценной литографии монастырский комплекс Нораванк считается исключительным культурным наследием. Он уникален среди армянских средневековых монастырей, где известен не один архитектор сооружений. Это единственное сооружение, в надписях которого трижды встречается слово «вардпет» (архитектор, термин XIII века): один раз с именем Сиранес и дважды с именем Момик.

Памятники Нораванка

Монастырский комплекс Нораванка состоит из церкви Св. Степаноса Нахавки, церкви-усыпальницы Св. Аствацацин (Буртелашен), притвора, примыкающего к ней с запада, церкви-усыпальницы Св. Григора, остатков средневековых часовен и построек.

Хозяева Нораванка: Сиранес и Момик

Подписью Сиранеса была заглавная буква «О», которую он также оставлял на резных камнях сооружений как подсказку о том, что они также были его работой. Другими словами, архитектор стремился сообщить, что он еще и скульптор. Момик, сменивший Сиранеса в Нораванк, придерживался такого же подхода. Однако к этой мере он прибег с прямо противоположной целью, чтобы засвидетельствовать, что он не только скульптор, но и мастер-архитектор.

Несмотря на то, что Момик сменил Сиранеса, информации о нем гораздо больше. В надписях он фигурирует под титулами «рисовальщик», «хозяин», никогда не упоминая имен родственников или родителей. И в этом смысле имя Момика дошло до нас благодаря тому, что в то время имя было не очень популярно и его трудно было бы спутать с другой фигурой.

В некоторых источниках говорится, что прозвище «Свеча» мастеру дал св. Орбелян. Он приглашает в Нораванк сорок каменщиков вытесать самый быстрый дюймовый крест, где побеждает шестнадцатилетний Момик, в результате чего Степанос Орбелян говорит: «Если камень подчиняется его воле, как подсвечник, то давайте дадим ему первый приз и прозвище Момик». Помимо того, что Момик родился в селе Улгюр и жил в Нораванк, он еще имел очень тесные связи с родом Орбелянов. Именно поэтому подавляющее большинство сооружений Вайоц Дзора, представляющих ряд культурных ценностей, приписывают Момику, конечно, не без оснований.

Традиционные разговоры

По преданию, Момик влюбляется в прекрасную дочь князя Сюняца. И принц соглашается выдать свою дочь замуж за Момика только при одном условии. Ему предстояло построить великолепный храм за короткий промежуток времени. Когда Момик уже почти завершил строительство, по приказу князя наемник столкнул его с купола монастыря. Он похоронен там, где упал. Памятник его смерти-крест-камень, кстати, он сам сделал заранее.

Источник:
К. Матевосян «Литографии и воспоминания Нораванка».

Оставьте комментарий